О различиях между устройствами разных типов и их значимости для перевозчиков рассказывает президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр», Александр Борисович Архангельский.
С 01 ноября 2019 года начинают действовать важные изменения в законодательстве о тахографии. И вокруг этих изменений уже вовсю ведутся бурные дискуссии. Интернет заполнен статьями различных «экспертов», высказывающих порой весьма противоречивые мнения. В условиях цейтнота разобраться в этих противоречиях крайне сложно, особенно человеку, не имеющему юридической подготовки (на чем и спекулируют отдельные «эксперты»). В рамках этой статьи мы попробуем в максимально доступной форме, не вдаваясь в юридические тонкости, расставить все по своим местам – только так можно разобраться, кто из «экспертов» своего звания не заслуживает, и что на самом деле нужно делать. В конце будет приведен общий список источников (для самых пытливых).
«Тахограф» (от греч. «быстро пишу») – это прибор, осуществляющий запись информации, это его основная функция. Если угодно, это аналог бортового самописца на воздушных судах, информация с которого используется при расследовании авиакатастроф.
В России на дорожные транспортные средства устанавливают два вида таких «бортовых самописцев» – в народе их называют «тахографы СКЗИ» и «тахографы ЕСТР».
Почему два?
Потому что в Российской Федерации параллельно действуют два документа: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и так называемое Соглашение ЕСТР.
Про Соглашение ЕСТР необходимо знать, что это – международный договор, подписанный многими странами, включая Россию, и действует он на территории каждой из этих стран. Как любой международный договор, Соглашение ЕСТР регулирует вопрос, который затрагивает интересы всех подписавших его стран, а именно – безопасность дорожного движения при осуществлении международных автомобильных перевозок. В России этот вопрос, кроме Соглашения ЕСТР, регулируется также Федеральным законом с длинным названием «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Так вот, согласно этим двум документам, касающимся международных перевозок, на транспортные средства, совершающие такие перевозки, и устанавливаются приборы, которые принято называть «тахографы ЕСТР».
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» – это документ, который принят Российской Федерацией, действует только на территории России и регулирует вопрос безопасности дорожного движения только на территории России. В соответствии с этим законом Минтранс России издал приказ № 36. И согласно этим двум документам, касающимся дорожного движения на территории России, на транспортные средства устанавливаются приборы, которые принято называть «тахографы СКЗИ».
Не нужно быть юристом, чтобы увидеть, что оба блока документов преследуют одну и ту же цель – обеспечение безопасности дорожного движения; но один (Соглашение ЕСТР и все, что с ним связано) – при осуществлении международных автомобильных перевозок, а другой (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и все, что с ним связано) – при осуществлении автомобильных перевозок на территории России. И никакого противоречия (которое постоянно пытаются найти отдельные «эксперты») тут нет – такая система законодательства изначально была предусмотрена Конституцией РФ и функционирует уже на протяжении четверти века.
А теперь вернемся к терминам «тахограф ЕСТР» и «тахограф СКЗИ». И вот тут нужно быть крайне внимательным.
Дело в том, что этих терминов мы не найдем ни в одном из перечисленных выше документов. И вообще нигде не найдем на уровне законодательства. Повторимся: это народные названия. Прибор, который устанавливают на транспортные средства в соответствии с Соглашением ЕСТР, в самом этом Соглашении называется «контрольное устройство». В нем же приводятся и определение этого термина и требования к контрольному устройству.
В свою очередь, термин «тахограф» и его определение содержатся в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», согласно которому требования к тахографам устанавливаются упомянутым выше приказом Минтранса России № 36. То есть, с точки зрения российского законодательства, тахограф – это прибор, который соответствует требованиям приказа Минтранса России № 36.
Какой из этого следует вывод?
Один единственный, но принципиально важный: так называемый «тахограф ЕСТР» с точки зрения российского законодательства в принципе не является тахографом. Как говорят, «по определению». Когда мы слышим или произносим термин «тахограф ЕСТР», мы должны понимать, что речь идет о международных автомобильных перевозках и контрольном устройстве, которое соответствует требованиям Соглашения ЕСТР (для удобства в дальнейшем будем называть его «контрольным устройством ЕСТР»). И только говоря о «тахографе СКЗИ», мы говорим о тахографе в том смысле, в котором его понимает российское законодательство.
Что касается так называемых «тахографов по 720-му постановлению», а также «тахографов по регламенту», которые до сих пор упоминаются в некоторых публикациях, то о них можно сказать, что это фантомы, которые существовали только на словах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 был утвержден национальный технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который определил, что тахографы, применяемые на транспортных средствах, являются компонентом этого транспортного средства и они, помимо выполнения своих функций, должны быть метрологически поверены, опломбированы и сертифицированы по российским правилам.
Никаких обязанностей применять какие-либо контрольные устройства или тахографы постановление Правительства РФ № 720 не вводило. Собственно, именно в связи с этим до 2013 года на автомобилях, не осуществляющих международные перевозки, и не применялись никакие другие устройства для фиксации режимов труда и отдыха, кроме «тахографов ЕСТР».
После введения Федеральный законом «О безопасности дорожного движения» в 2013 году обязанности применять тахографы, постановление Правительства РФ № 720 стало действовать и в отношении «тахографов СКЗИ».
Постановление Правительства РФ № 720 в феврале 2015 года утратило силу в связи с принятием в 2011 году Евразийским экономическим союзом общего для всех государств-участников ЕАЭС Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (в просторечии – ТР ТС).
Новый регламент ЕАЭС сохранил только обязательные требования по сертификации контрольных устройств, поскольку требования по метрологии средств измерения стали определяться другими документами ЕАЭС.
Соответственно, уверения и слухи о том, что кто-то должен или может применять контрольное устройство ЕСТР или «тахограф по 720 постановлению» или по регламенту ЕАЭС, а также о том, что между ТР ТС и приказом Минтранса России № 36 есть какие-то противоречия, являются полностью надуманными и вызваны только незнанием того, что указано в этих документах.
И это – почти все, что необходимо понимать не-юристу о том, какие бывают устройства для регистрации времени автомобилем управления и отдыха водителя. Надеюсь, никто не запутался. Если запутались – в конце мы все это еще раз резюмируем.
Если не считать различия в названиях, то принципиальная разница между тахографом и контрольным устройством ЕСТР (которая является, пожалуй, основным яблоком раздора) заключается в блоке СКЗИ (блок средств криптографической защиты информации).
В тахографе блок СКЗИ должен быть в виде самостоятельной части тахографа, а в контрольном устройстве ЕСТР части блока средств криптографической защиты информации «разбросаны» по всему контрольному устройству, включая датчик скорости.
Кроме того, весьма существенным отличием нынешнего тахографа от контрольного устройства ЕСТР является то, что тахограф фиксирует движение в основном по сигналам спутниковых навигационных систем, а контрольное устройство ЕСТР только по электромеханическим датчикам движения, установленным на трансмиссии автомобиля.
Но это отличие временное, и в соответствии с новыми правилами Соглашения ЕСТР контрольные устройства ЕСТР тоже начнут фиксировать движение по спутникам.
И на этом, в общем-то, принципиальные различия заканчиваются.
Если взглянуть на документы, определяющие требования к контрольным устройствам ЕСТР и тахографам, то мы увидим, что оба прибора должны обеспечить регистрацию информации о движении транспортного средства и о режиме работы водителя, а именно:
Другими словами, регистрация указанной тахографической информации – основная функция обоих приборов, их смысл, их, если угодно, миссия, направленная на создание безопасных условий для дорожного движения при осуществлении автомобильных перевозок, что напрямую вытекает и из Соглашения ЕСТР и из Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Примечательно, что ТР ТС, на который так любят ссылаться любители «тахографов ЕСТР», перечисляет те же самые требования к «техническим средствам контроля» (именно такой термин используется в регламенте). В тоже время никаких технических требований к этим приборам, даже требований об обязательном наличии карты тахографа, в ТР ТС вообще не упоминается, что и понятно в силу незначительного объема внимания, уделенного «техническим средствам контроля» в этом регламенте, да и того, что задача его в том, чтобы определить требования к транспортным средствам, а не к устройствам фиксации и отображения тахографической информации.
Почему же между контрольным устройством ЕСТР и тахографом с блоком СКЗИ, предназначенных для достижения одной и той же цели, имеются существенные различия?
Что касается существенного различия в том, какие сигналы использовать для формирования тахографических данных, сигналы механического датчика или спутника, то тут вообще-то, вроде бы все ясно: нынешние контрольные устройства ЕСТР появились намного раньше тахографов с блоком СКЗИ, и тогда еще не было возможности использовать сигналы спутников для формирования тахографических данных. Теперь такая возможность есть, и она реализована в тахографах с блоком СКЗИ, и уже решено, что будет реализована в контрольных устройствах ЕСТР.
В связи с этим можно считать, что со временем это различие между приборами может исчезнуть, ну, может быть, за исключением того, чьи спутники будут распознаваться теми и другими приборами.
В отношении же того, как должны быть размещены СКЗИ в тахографе – в виде единого блока или в виде отдельных элементов в разных местах тахографа – то тут причин для этих различий несколько, и часть из них, возможно, исчезнет в ближайшее время, а исчезновения других вряд ли стоит ожидать в ближайшее время.
Другое отличие касается требования Соглашения ЕСТР об обязательном размещении части СКЗИ в датчике движения. Можно предположить, что это требование в ближайшее время тоже исчезнет в связи с тем, что в новых приборах ЕСТР, как и в «тахографах СКЗИ», сигналы будут приходить от спутников и датчик движения прибора ЕСТР не потребуется защищать с использованием СКЗИ.
Что касается размещения СКЗИ внутри прибора в виде отдельного блока или в виде отдельных частей, то тут ситуация, с одной стороны, проще, с другой – сложнее.
И тот и другой вариант размещения СКЗИ в приборе требует соблюдения весьма жестких требований к СКЗИ и проведения соответствующих испытаний компетентными органами. Но в «тахографе СКЗИ» все средства криптографической защиты сосредоточены в одном блоке, и именно он требует особых условий разработки, испытаний, производства и применения. А в контрольном устройстве ЕСТР они размещены в различных частях прибора и поэтому весь прибор требует таких особых условий.
Если бы в отечественных тахографах части СКЗИ размещались в различных местах тахографа, как в контрольных устройствах ЕСТР, то он весь целиком бы стал СКЗИ и потребовал особых условий разработки, испытаний, производства и применения. Согласитесь, что такой подход в контрольных устройствах ЕСТР вряд ли можно назвать его преимуществом.
Но с другой стороны, что интересно, тахограф с блоком СКЗИ, в связи с этим, формально может соответствовать требованиям Соглашения ЕСТР, если к нему добавить криптографически защищенный датчик движения и провести его испытания в соответствующей иностранной лаборатории, а контрольное устройство ЕСТР сможет соответствовать отечественным требованиям только в том случае, если все его СКЗИ будут размещены в одном месте и будут пригодны для использования в любых других отечественных тахографах.
Правда, пока ни одному отечественному производителю тахографов, как бы он не пытался, не удалось убедить иностранных экспертов, что его тахограф обеспечивает соблюдение требований Соглашения ЕСТР. Возможно, из-за тех самых невидимых барьеров, которых нет, а они есть. А никто из иностранных производителей контрольных устройств ЕСТР даже не пытался сделать прибор с СКЗИ в одном блоке.
Какой вывод следует из всех этих отличий?
А вывод следующий: тахограф с блоком СКЗИ соответствует не только требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения», требованиям Приказа Минтранса № 36 и требованиям ТР ТС, но и также, по сути, требованиям Соглашения ЕСТР. Причем наличие СКЗИ в тахографе не противоречит требованиям Соглашения ЕСТР, а прямо таки ими обусловлено.
Итак, разберемся с изменениями в законодательстве.
Но прежде отметим самое главное: требование, согласно которому транспортные средства, перечисленные в приказе Минтранса России № 273, подлежат оснащению тахографом с блоком СКЗИ, не отменено – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» как предъявлял это требование, так и предъявляет. Об этом важно помнить!
Однако кое-что в нем все же поменялось. А именно: с 01 ноября 2019 года вводится прямая обязанность по оснащению транспортных средств тахографами для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также автобусов.
Что еще нового?
С 01 ноября 2019 года меняются Правила проведения техосмотра транспортных средств, в частности – Требования, предъявляемые при проведении техосмотра к транспортным средствам отдельных категорий. Тут необходимы пояснения.
Отныне, согласно новым Требованиям, транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 должны быть оснащены тахографом либо контрольным устройством ЕСТР – в зависимости от того, чего требует российское законодательство. Сведения о наличии на борту тахографа или контрольного устройства ЕСТР будут заноситься в диагностическую карту.
При этом российское законодательство требует оснащать контрольным устройством ЕСТР исключительно транспортные средства, которые используются для международных перевозок и имеют соответствующую карточку допуска. Во всех остальных случаях действует требование Федерального закона «О безопасности дорожного движения» об установке тахографа, соответствующего приказу Минтранса России № 36 (то есть с блоком СКЗИ).
Таким образом, с 01 ноября 2019 года транспортное средство, которое относится к одной из указанных категорий, и при этом не используется для международных перевозок и не имеет соответствующей карточки допуска, при прохождении техосмотра обязательно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ.
Третье существенное изменение коснулось штрафов.
Штрафы стали гораздо более существенными.
Отныне согласно КоАП РФ за управление транспортным средством без тахографа (именно такой термин используется в новой редакции статьи 11.23. КоАП) грозит штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей, и платить его будет водитель. А за выпуск на линию транспортного средства без тахографа штрафы варьируются от 7000 до 50000 рублей в зависимости от виновного лица (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо).
Что касается исключения из статьи 11.23. КоАП РФ определения того, какое устройство считать тахографом, то это исключение чисто техническое. Дело в том, что в данной статье сохранилась формулировка, согласно которой ответственность наступает в том случае, если установка тахографа на транспортном средстве «предусмотрена законодательством Российской Федерации».
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Общий вывод, который из всего этого следует: если вы не осуществляете международные автомобильные перевозки, то вы должны использовать на своем транспортном средстве тахограф с блоком СКЗИ. Все остальное – домыслы и спекуляции.
Источники (все документы доступны в открытом доступе):
Президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр», Александр Борисович Архангельский.