О том, зачем законодатели хотят создать новый реестр грузоперевозчиков, журналисту портала "РЖД-Партнёр" рассказал управляющий партнер онлайн-сервиса GroozGo Игорь Котов.
Как создание нового реестра отразится на рынке автомобильных грузоперевозок?
– Реестры создаются с целью повышения безопасности грузовых перевозок, а также для сокращения присутствия на рынке нелегальных перевозчиков. Также предполагается, что у компаний, владеющих грузами, появится доступ к проверенной базе финансово устойчивых, надежных перевозчиков.
Но ведь все это уже входит в обязанности различных ведомств: Госавтодорнадзора, ГИБДД, МВД, ФНС и других. И тогда создание реестров не означает ли признание того, что госструктуры не выполняют свои функции?
Из пояснительной записки становится ясно, что нововведение не решает ни одну из указанных задач.
Во-первых, закон «О безопасности дорожного движения» уже существует и обязанности его соблюдения никто не отменял. Во-вторых, в проекте закона отсутствует требование осуществлять перевозки только собственными машинами – значит, зарегистрированная компания при желании сможет использовать нелегальных перевозчиков. В-третьих, доступ к информации о надежности грузоперевозчиков есть у пользователей и сейчас.
Например, благодаря введению онлайн-верификации на базе искусственного интеллекта каждая транспортная компания и ее водители могут пройти проверку при регистрации на электронном сервисе за несколько минут: соответствие всех регистрационных сведений, наличие арбитражных дел, финансовые показатели, информация из баз АТИ и так далее – все это можно сверить быстро. Система сама проверяет и собирает полные данные из открытого доступа, которые постоянно обновляются. И чем новый реестр, который обещают обновлять раз в год, будет лучше?
Насколько ощутимым станет удар по серому сектору? Стоит ли ожидать банкротства компаний и частников? Или перевозчики смогут приспособиться к изменениям?
– Все эти вопросы риторические: на наш взгляд, ситуация не изменится. Ведь компании в самых разных реестрах уже научились торговать своим статусом – то есть, сохраняя внешнее приличие, они умеют проворачивать серые схемы.
В законе есть предложение поручить ведение реестров Торгово-промышленной палате РФ. О причинах такого решения можно только догадываться.
Не идет ли сама идея законопроекта вразрез с декларируемой правительством РФ политикой снижения нагрузки на бизнес?
– Действительно, притом что принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, за внесение сведений в реестр нужно будет платить, а значит, эти расходы лягут на бизнес. Более того, нововведение предусматривает использование дополнительных бумажных документов, что идет вразрез с программой по цифровизации.
Мы уверены, что именно переход на электронный документооборот позволяет вывести рынок из тени.
К тому же это не требует больших дополнительных затрат.
Когда любая перевозка будет сопровождаться электронным документом, подписанным онлайн цифровой подписью тремя сторонами, проблем фискального и финансового контроля будет гораздо меньше. На это указывает практика использования электронных транспортных накладных.
Кроме того, законопроект противоречит государственной политике содействия росту числа самозанятых граждан в экономике. Ведь для них, по сути, вводят новые, дополнительные бюрократические барьеры.