«Рынок грузового автомобильного транспорта переживает серьезные изменения, которые будут иметь для него далеко идущие последствия. Эта тенденция касается как бизнеса грузовых автоперевозок, так и нормативной базы, которая в последние годы развивается очень активными темпами. Надеюсь, что все изменения, которые будут вноситься в нормативные акты, приведут к упорядочиванию деятельности в этом секторе экономики», - заявил председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак, выступая на открытии мероприятия.
Сессия, посвященная созданию государственной системы АСВГК стала одним из центральных событий конференции. Это неудивительно: для российских перевозчиков весовой контроль – «больная тема»; работа автоматических рамок зачастую вызывает нарекания, а стоимость технической ошибки высока – штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут достигать 500 тыс. рублей. Участники конференции сошлись во мнении: система АСВГК в нынешнем виде вызывает серьезные нарекания.
Руководитель Союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина, выступая в рамках сессии, сформулировала основные пожелания предпринимателей к системам автоматического весового контроля:
«Считаем, что главная цель АСВГК – это обеспечение равных условий для всех грузоперевозчиков и повышение безопасности дорожного движения. Система не должна носить фискальную функцию, как это позиционируется в отдельных регионах, где АСВГК нацелена на повышение собираемости штрафов. Работа системы должна быть понятной и прозрачной, необходимо пересмотреть градацию штрафных санкций, которые должны быть соразмерны нарушению. Одним из наиболее важных предложений СЭЛ является установление тестового периода и отработка в процессе него процедуры оспаривания вынесенных постановлений. Процедура оспаривания, основанная на предварительном взвешивании, должна учитывать систему электронного пломбирования и наличие сети авторизованных весов (государственные и коммерческие), для чего данным с коммерческих весов необходимо придать юридическую значимость», - заявила она.
Участники сессии отметили, что для внедрения АСВГК может пригодиться опыт, накопленный во время внедрения системы «Платон» и подчеркнули, что информация о нарушениях весогабаритных норм должна быть прозрачной и предоставляться по запросу перевозчиков.
Стоит отметить, что в сессии приняли участие представители Минтранса. Исполняющий обязанности директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Григорий Волков рассказал о том, как продвигается работа над системой весового контроля и в какие сроки она будет развернута.
Еще одна проблема, которая волнует перевозчиков – весенние ограничения. Их целесообразность обусловлена плохим состоянием дорог, которые становятся особенно восприимчивы к нагрузкам во время сезонной распутицы. Но при этом существует целый ряд грузов, перевозка которых не попадает под запрет.
– Чего греха таить, некоторые дороги находятся в таком состоянии, что их надо весной поберечь <…> существует обширный перечень грузов, перевозка которых не попадает под действие весенних ограничений это продукты питания, ГСМ, фураж, почта. А что, машины, которые перевозят эти грузы, не разбивают дороги? Разбивают. Зачем тогда ограничение? Это фикция чистой воды! – заявил президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков Вячеслав Трунаев.
В период весенней распутицы рейсы приходится тщательно планировать – иначе можно нарваться на крупный штраф, заехав в «закрытый» регион.
– Можно ли создать единую систему информирования о весенних ограничениях, вводимых в разных субъектах федерации? Можно и нужно. Сейчас такую информацию по крупицам собирают СМИ, - подчеркнул Трунаев, отметив, что эту функцию мог бы взять на себя Росавтодор.
Генеральный директор «РосАвтоТранса» Алексей Двойных рассказал о проекте спутникового мониторинга международных автоперевозок между Россией и Китаем.
– Пилотный проект ГЛОНАСС-Beidou позволит нам отслеживать автомобили. Подписано соответствующее постановление правительства. Перевозчики уже получили бортовые устройства и в скором времени начнут их тестировать.
Потребность в перевозках на маршруте Россия-Китай-Россия достаточно велика. О начале массовых коммерческих перевозок, однако, говорить пока рано: перед этим необходимо убедиться в готовности инфраструктуры.
- На сегодняшний день наша задача провести «пилот», и по результатам «пилота» отследить все положительные и отрицательные моменты. По результату будет приниматься решение, что нам делать дальше. Надеюсь, что все будет хорошо. У нас отличные перевозчики – грамотные, знающие, проявляющие большой интерес к открытию новых маршрутов. Наша задача – способствовать тому, чтобы эти перевозчики достигали своих целей, - пояснил Двойных.
Законопроект о реестрах грузоперевозчиков участники обсуждения оценили двояко. С одной стороны, он может способствовать «обелению» рынка. В то же время нынешняя версия законопроекта очень сыра, а многие вопросы в ней не проработаны. Если она будет принята в текущем виде, то создаст дополнительную и весьма значительную нагрузку на бизнес. Чтобы этого не произошло, профессиональное сообщество должно подключиться к работе над законопроектом.
Экономия на топливе стала темой другого блока конференции, на котором обсуждались особенности разных видов горючего (дизельного, газомоторного, СПГ) в автомобильных грузоперевозках. Генеральный директор «Глобал Логистик Транспорт» Фаиль Шигабутдинов рассказал об итогах эксперимента по переходу на газомоторное топливо. Он отметил, что эксперимент можно назвать экономически перспективным, однако есть несколько факторов, который может помешать перевозчикам перейти на ГМТ. Главные проблемы – недостаточное количество газонаполнительных компрессорных станций и станций техобслуживания, оснащенных необходимым для ремонта грузовиков с ГМТ оборудованием.
Исследовательское агентство M.A.Research подготовило аналитический доклад, посвященный российскому рынку транспортно-логистических услуг. Прогнозы на 2019 и 2020 годы – весьма сдержанные; рост грузоперевозок ожидается в пределах 0,1-1%, а грузооборот вырастет на 2,1-2,6%. Основными драйверами роста, по мнению экспертов, станут внутренние перевозки, развитие электронной коммерции и комплексных логистических услуг.