Приказ Минтранса №36, принятый в 2013 году, вызвал бурю возмущения у автоперевозчиков. Предприниматели не хотели переплачивать за тахографы с блоком СКЗИ (цена которых вдвое превышала стоимость аналоговых устройств), менять их каждые три года и ждать карту водителя в течении нескольких недель. Владельцам тахографических мастерских, в свою очередь, пришлось получать лицензии в ФСБ: без них работа с устройствами, оснащенными СКЗИ, стала невозможна.
И те, и другие отмечали многочисленные несоответствия в тексте приказа. Например, действующий и поныне ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает проводить повторную сертификацию ТС после установки дополнительного оборудования, в т.ч. тахографа. Приказ Минтранса, однако, никак этот момент не оговаривает, да и грузовики, выезжающие из тахографических мастерских, никто сертифицировать не спешит.
Некоммерческая организация «Содействие развитию тахографических систем» (СРТС), состоящая преимущественно из руководителей тахографических сервисов, с 2013 года заявляла о нецелесообразности использования блоков СКЗИ в тахографическом оборудовании.
– У нас действовал национальный техрегламент о безопасности колесных транспортных средств. К нему все привыкли. И вдруг на ровном месте появляется приказ №36, – рассказывает Сергей Иванович Минин, председатель правления «СРТС». – В стране возникло три самостоятельных системы тахографического контроля – ЕСТР, СКЗИ и национальный регламент. Мы пытались указать на ненормальность этой ситуации, выступали на конференциях и в Госдуме, но никто не хотел нас слушать.
Власть не торопилась идти навстречу предпринимателям. Обращения в Минпромторг, Правительство, Верховный суд и Прокуратуру не принесли результата. В ответ на объемный текст, в котором были подробно описаны недостатки 36 приказа, из Администрации президента пришла которая отписка, содержание которой можно сформулировать так: «Минтрансу виднее». Отчаявшись найти поддержку в России, представители «СРТС» обратились в надгосударственные органы ЕАЭС.
В ЕАЭС инициативу активистов встретили сдержанно. В официальном ответе требования, предъявляемые к транспортным средствам 36 приказом Минтранса, были названы «излишними». Такая мягкая формулировка не стала аргументом ни в судах, ни в других госорганах. Однако на этом дело не кончилось. 11 марта в «СРТС» пришло другое письмо – из Европейской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия провела служебную проверку, результаты которой можно назвать удивительными:
– Звучит как приговор! – комментирует это решение ЕЭК Сергей Минин. – Договор о ЕАЭС президент Путин подписал в 2014 году, нам просто нужно придерживаться его правил. Если для развития рынка ЕАЭС есть препятствия, их необходимо устранить. Для этого всё готово: есть законодательная база, определены требования и контролирующие органы. Даже тахографы менять не придётся: достаточно просто убрать блок СКЗИ и переустановить программное обеспечение.
В «СРТС» уверены: если отменить 36 приказ, то станет легче всем: и перевозчикам, и мастерам, и контролирующим органам. Но решится ли на это Минтранс?
– Рано или поздно мыльный пузырь лопнет. Перевозчики поймут, что их обманывали, подсчитают убытки. Они сильно расстроятся и перестанут пользоваться тахографами с СКЗИ, – уверен руководитель ООО «ТАХОГРАФЫ Союз Мастерских» Эдгар Уелович Гильмутдинов. – Думаю, это произойдет в ближайшем будущем. Уже сейчас перевозчики предпочитают экономить, приобретая тахографы ЕСТР.
Текст заключения ЕЭК направлен Правительством России в Минтранс и Минпромторг для ознакомления. Пока никаких реакций со стороны ведомств не последовало.